Православные общины Латвии и Литвы столкнулись с трудным выбором между приверженностью канонам и расколом. Несмотря на близкое соседство, церкви приняли решение пойти разными путями, пишет РИА Новости.
В этом месяце глава ЛПЦ провел в Риге архиерейскую хиротонию - совершил в Риге архиерейскую хиротонию: поставил нового епископа города Валмиеры, нарушив церковные каноны.
"Осудить действия митрополита Рижского и всея Латвии Александра, направленные на разрушение церковного единства", — гласит постановление последнего заседания синода РПЦ.
Основной нюанс здесь - специальный статус ЛПЦ. От середины XIX века до 1990-х годов ЛПЦ являлась одной из епархий Русской православной церкви (РПЦ). В 1992 году она получила томос от патриарха Алексия II, которым ей был присвоен статус самоуправляемой церкви в составе Московского патриархата. Это означает, что она имеет частичную административную и финансовую независимость.
Таким образом, ЛПЦ имеет право принимать решения самостоятельно, включая кадровые вопросы.
Латвийская церковь объясняет свой шаг сложной обстановкой в стране. Епископами всегда назначали этнических русских, тем более что окончательное решение оставалось за РФ. Однако теперь, чтобы отличаться в глазах общественности от центра, было решено назначить латышского епископа.
Русская православная церковь (РПЦ) ответила, что она понимает сложные политические обстоятельства, в которых оказалось духовенство Латвии. Но было отмечено, что это не повод для нарушения церковного единства.
Похожая ситуация в настоящий момент наблюдается в соседней Литве. В начале прошлой весны группа из пяти клириков сформулировала позицию о необходимости пересмотра канонической принадлежности в связи с событиями на Украине и возможным переходом в юрисдикцию Константинополя.
Год назад у митрополита Иннокентия появилась идея попросить Московский патриархат о наделении его духовной вотчины автономией, как в Латвии. Синод РПЦ созвал специальную комиссию, однако дальнейшие шаги пока что остаются в стадии проработки.