Осенью 2021 года случился прецедент, положивший начало масштабным санкциям в мире криптовалют: Министерство финансов Америки ввели санкции против криптовалютной компании SUEX по делу об отмывании денег.
По данным американского минфина, SUEX «участвовала в мошеннических финансовых схемах», в том числе «обслуживала Hydra» — главный рынок наркотиков в стране. Максим Курбангалеев рассказывает о санкциях в финансовой сфере и объясняет, что должен предпринять честный бизнес, чтобы не попасть в подобные ситуации.
Максим Курбангалеев: почему SUEX попала под санкции
«На протяжении истории криптовалютного рынка случаются различные спорные ситуации, которые становятся предметом обсуждения многих аналитиков. Год назад резонансными стали действия Вашингтона против SUEX - это первые в своём роде санкции, наложенные на криптовалютную компанию. Объективно, что в мире криптовалют нет совершенного регулирования. Правительства создают неоднозначные службы контроля и регуляции, под действия которых попадают компании, такие как SUEX», — говорит Максим Курбангалеев.
Компания по обмену криптовалют была основана в 2017 году. Идея криптовалютного бизнеса зародилась среди друзей, которые между собой меняли валюты — так было решено сделать обменник с официальными счетами на Binance. Бесспорно, криптовалютные компании подвержены разным факторам: ужесточение монетарной политики, волатильность криптовалютного рынка, отсутствие законодательной базы и многое другое может сильно влиять на деятельность криптокомпаний.
«В SUEX криптовалюта на официальных счетах Binance проверялась на «чистоту» через сервисы мониторинга транзакций согласно требованиям AML/CTF. Правоохранительные органы и регуляторы США не приняли во внимание осуществляемых мероприятий по AML мониторингу и добавили обменник в санкционный список из-за подозрений в отмывании денег. Без опроса руководителей SUEX, без глубокого анализа и даже без разбирательства. Сотни людей и бизнесов, связанных с компанией, также пострадали — все, кто проводил операции, используя кошелек SUEX на Binance, оказались отмечены, а их счета окрашивались в красный цвет», — говорит Максим Курбангалеев.
Аналогию можно провести с наличными деньгами, курсирующими из рук в руки. Узнать, кому они принадлежали и в каких сделках участвовали до момента, как попали в кошелек, практически невозможно — цепочка перемещений банкнот доступна лишь до второго звена.
«Представьте, что человеку в руки попадают «грязные» средства, путь которых он не может отследить физически. Он идёт в магазин, совершает покупку и его без проверки привлекают к ответственности, обвиняя, что деньги он получил за торговлю наркотиками или в ходе отмывания средств. Именно таким образом сегодня действуют регуляторы в мире криптовалют», — объясняет Максим Курбангалеев.
Максим Курбангалеев о важности KYC
«Неизвестность и неопределённость — то, что всегда сопровождает криптомир. Что будет завтра? Сейчас наблюдаются небольшие положительные изменения в AML-проверках — транзакции в сети Bitcoin и сети Ethereum можно проанализировать более подробно и глубоко, но для этого нужны большие ресурсы», — говорит Максим Курбангалеев.
Попасть в ситуацию, где за подозрительную транзакцию отметят криптокошелек, может каждый. Любая криптокомпания также может попасть под санкции за обвинение в отмывании денег или другое мошенничество без следствия и суда. Что же все-таки предпринять, чтобы минимизировать риски и не столкнуться с санкциями, как компания SUEX?
«Во-первых, в обязательном порядке проводить KYC абсолютно всех клиентов. Для бизнеса необходимо подключить не только крипто мониторинг при помощи сервисов блокчейн аналитики, но и классические инструменты анализа операций в фиатной валюте, как это делают в банках. Нужно проводить полную банковскую проверку своих пользователей, не делая никаких исключений», - рекомендует Максим Курбангалеев.
KYC-процедуры — это комплекс проверок, документально подтверждающих личность. Идентификацию клиента в обязательном порядке проводят любые финансовые институты от банков до криптобирж. Помимо верификации личности клиентов, в ходе онбординга могут потребоваться процедуры SOF (пояснение источника средств) и SOW (данные об источниках благосостояния). И те, и другие проверки помогут выявить мошенников и преступников, замешанных в отмывании денег, наркоторговле или финансировании терроризма.
«Ведите бизнес в «белом» сегменте, сформируйте отдел комплаенс-контроля процессов идентификации клиента, отслеживайте «чистоту» операций. Сбор требований с клиентов не должен вызывать вопросов — это стандартная и адекватная процедура, без которой нельзя представить честный бизнес. Если криптокомпания всё же попадает под санкции или под пристальное внимание со стороны правоохранительных органов, наймите хорошего юриста. Главное — не впадайте в панику и принимайте все риски с холодным разумом», — подытоживает Максим Курбангалеев.