«Антисон» – система контроля за состоянием водителя

«Антисон» – система контроля за состоянием водителя
👁 4K
Читайте нас: Яндекс новости

Источники:

Управление автомобилем, следующим на дальнее расстояние – непростое испытание для водителя. В данном случае управляющий транспортным средством человек находится в состоянии чрезмерной напряженности.
«Антисон» – система контроля за состоянием водителя
Автор:
CT News
CT News

Управление автомобилем, следующим на дальнее расстояние – непростое испытание для водителя. В данном случае управляющий транспортным средством человек находится в состоянии чрезмерной напряженности. Предельная концентрации внимания, постоянное пребывание в сидячем положении и некоторые другие моменты способствуют появлению быстрой утомляемости и, как следствие, автоматическому погружению в сон. Надежным помощником в контроле за состоянием водителя являются многочисленные системы безопасности, которые действуют на опережение. Среди них КСОР, автор «Антисна» – проекта, который обеспечивает состояние водителя полным контролем с помощью обучаемых нейросетей.

 

Искусственный интеллект на страже безопасности водителей

Многие группы компаний регулярно предоставляют новинки в области безопасности водителей, используя для реализации защитных проектов последние достижения в науке и технике. Однако принцип работы «Антисна» существенно отличается от других продуктов похожего назначения. 

 

В отличие от аналогов данная разработка обладает системой оповещения на транспорте, которая дистанционно реагирует на изменения в самочувствии и состоянии человека, сообщая ему и диспетчеру о возможных проблемах. То есть, «Антисон» – это проект с использованием искусственного интеллекта, задача которого заключается в своевременном информировании водителя о том, что он, к примеру, может уснуть за рулем.

 

Система «Антисон»

Как система узнает об этом? С помощью постоянно обучаемого искусственного интеллекта, который интегрирован в систему видеонаблюдения. Камеры фиксируют каждую мелочь, включая жесты и мимику водителя, а затем нейросети анализируют полученную информацию и сопоставляют с уже имеющимися сведениями. Характерный наклон или поворот головы, снижение уровня концентрации внимания, растирание висков, попытки подавить зевок или протереть глаза... Эти и многие другие факторы обычно указывают на то, что водитель нуждается в отдыхе, но сам этого не осознает. И тогда срабатывает система «Антисон»: включается звуковой сигнал, оповещающий о том, что человек за рулем должен прекратить движение.

 

Тестирование и экспертиза системы «Антисон» на базе «Мосгортранса» в 2020 году показали, что общее количество аварийных ситуаций общественного транспорта благодаря обучаемой нейросети снизилось на 26%.

 

От идеи к воплощению

У таких компаний как КСОР есть своя миссия. Создатели российской системы «Антисон» с самого начала ставили перед собой задачу исключить человеческий фактор как причину ДТП за счет мониторинга состояния и самочувствия водителя. Причем, сделать это таким образом, чтобы система не отвлекала людей от управления транспортными средствами. Благодаря такому подходу удалось получить дистанционный мониторинг, при котором не нужно измерять давление и контролировать активность головного мозга при помощи всевозможных датчиков. Устройство считывает визуальную информацию, на основе которой делает выводы о том, как себя чувствует человек за рулем, и нужна ли ему помощь.

Работы по созданию защитного комплекса для транспорта начались в 2017 году – инженеры КСОР создали прототип обучаемого искусственного интеллекта и провели его испытания. Затем стартовало несколько пилотных проектов, в том числе на базе «Мосгортранса» – специалисты тестировали и дорабатывали систему.

В 2020 году на базе КСОР было создано второе поколение комплексов «Антисон» с усовершенствованной платформой мониторинга данных, компания представила свой проект в регионах.

 

Так что же такое «Антисон»?

Разработку КСОР можно сравнить с умным роботом, который постоянно обучается и использует полученные знания для предотвращения аварийных ситуаций с участием различных видов транспорта. Система мониторинга включает три составляющих:

– комплекс наблюдения: видеокамеру в кабине с инфракрасным фильтром, которая работает в режиме 24/7, и вычислительный блок для сбора данных;

– нейросеть, которая постоянно обучается на основании полученных данных;

– центр мониторинга, который не только собирает статистику, но и имеет опцию быстрого реагирования на нештатные ситуации.

 

Система «Антисон»

Нейросеть постоянно учится, но уже сейчас реагирует на такие ситуации, как попытка уснуть за рулем, курение либо разговор по телефону во время движения, длительные остановки либо отклонение от маршрута, помехи в зоне видимости, движение транспортного средства без водителя в кабине. В базе «Антисна» – тысячи вариантов жестов и мимики. Они могут указывать на проблемы с самочувствием у водителя, о которых он даже не подозревает. Так как человек за рулем, находясь в критическом состоянии, не всегда готов объективно оценить ситуацию, информация поступает на диспетчерский пульт. И специалисты того же «Мосгортранса» принимают решение, нужна ли водителю помощь.

При этом все данные в бесконтактном устройстве, как и в тахографе, сохраняются. Но нейросеть самостоятельно выделяет на видеозаписи подозрительные моменты, чтобы человек смог их легко найти и проанализировать в режиме реального времени либо позже, при просмотре материала. Если тревога ложная и безопасности ничего не угрожает, искусственный интеллект примет это во внимание. Но обычно умное устройство редко ошибается и подмечает даже такие мелочи, на которые не каждый специалист может обратить внимание. При этом «Антисон» учитывает индивидуальные особенности каждого водителя, анализирует его мимику и жесты. Чем дольше используется система, тем точнее будет ее реакция на нештатные ситуации.

Искусственный интеллект, созданный КСОР, не просто распознает нештатные ситуации, но и просчитывает их последствия. Благодаря этому можно спрогнозировать аварийную ситуацию, оперируя вводными данными, и благополучно ее избежать. Система не отвлекает водителя, который находится за рулем, не заставляет напрягать зрение и не представляет для него угрозы. «Антисон» соответствует всем санитарно-эпидемиологическим нормам, в том числе по излучению, и отвечает критериям светобиологической безопасности.

 

«Умное» устройство создано: что дальше?

Массовое использование «Антисна» – отличное решение для повышения безопасности всех участников движения. Это подтверждают отзывы сотрудников различных компаний КСОР и результаты тестирования системы, которая уже используется на общественном транспорте. Сейчас на автобусах, электробусах и троллейбусах «Мосгостранса» установлено более 7 тысяч устройств мониторинга, контролирующих состояние водителей. Еще 1,5 тысячи комплексов используются в поездах Московского метрополитена. В идеале разработка Хor должна быть внедрена в России на каждом предприятии, если оно выполняет пассажирские перевозки и хочет добиться максимальной безопасности на дороге.

Однако продукт полезен не только для водителей общественного транспорта, которые ежедневно отвечают за жизни пассажиров. Он также пригодится водителям большегрузов.

Сам «Антисон» постоянно совершенствуется, и уже сейчас его могут применять все профессиональные водители, которые беспокоятся о личной безопасности. В планах у производителя – разработка аналогичных проектов мониторинга для дронов и самолетов. Ведь с их помощью можно не только фиксировать и контролировать ситуацию, как это делают обычные тахографы. Устройство позволяет в режиме реального времени находиться на связи и сообщать о проблемах в различные службы. Оперативное реагирование со стороны диспетчера часто помогает предотвратить ДТП и сохранить жизнь и здоровье как водителя, так и пассажиров.

Наверх